Режиссёр: Алексей Утеганов В ролях: Алексей Чумаченко, Георгий Ефанов, Эльвин Алиев, Степан Скворцов, Дмитрий Егоров и другие. Продолжительность: 2 часа (с антрактом) О чём спектакль: С одной стороны Иван Грозный, величественный и властный царь, перенесённый в ХХ век, сталкивается с миром, где его авторитет и сила больше не имеют значения.
С другой стороны, изобретатель Кока, случайно запустивший машину времени, путается в своих подсчётах и отправляет в прошлое своего соседа.
И вот уже на месте Ивана Грозного в царской России XVI века оказывается обычный управдом Иван Васильевич… Яркая, театральная адаптация культовой советской комедии, которая с первого взгляда погружает в атмосферу абсурдного, но невероятно смешного столкновения эпох! Иван Васильевич.
Кадры из спектакля Предоставлено организаторами Фото: Впечатления обычного зрителя: "Иван Васильевич" на театральной сцене – огромный риск.
Гораздо больший, чем "Чайка" или "Гамлет".
С ними всё понятно – только "ленивый" режиссёр раз в жизни не берётся за классику. Но не каждый вспомнит хоть одну цитату из чеховского стандарта, а вот фразами из гайдаевского фильма разговаривают люди разных возрастов.
К примеру, моя 10-летняя дочь, не сказать что глубоко погружённая в советский кинематограф и имеющая весьма смутные представления об эпохе на весь свой нежный возраст, знает комедии про Шурика на зубок, любит их.
В этом плане любая постановка в театре сразу играет в минус, поскольку "развидеть" Демьяненко, Яковлева, Куравлёва и все излюбленные, культовые сцены и ходы попросту нереально.
Даже если принудительно запихать их подальше в чулан в своей голове, они путь на свободу всё равно так или иначе найдут.
И, разумеется, находят. В этом плане подход режиссёра Алексея Утеганова вполне здравый. Он не пытается, с одной стороны, абстрагироваться от Гайдая, наоборот – весь спектакль по сюжету замаскирован под съёмки знаменитого кино.
С другой, и герой здесь Кока, а не Шурик: часть эпизодов взяты из первоисточника, булгаковской пьесы.
В итоге постановка замирает на полпути. Смотрится "Иван Васильевич" как курьёзный, бодрый, хулиганский капустник, которому очень идут молодые актёры. Если бы на их месте были "старики" с регалиями, выглядело бы абсурдно, а тут – совсем иначе.
Иван Васильевич. Кадры из спектакля Предоставлено организаторами Фото: В постановке очень много интересных находок, которые максимально осовременивают сюжет на злобу дня.
К примеру, несуразный образ шведского посла, который своим, так скажем, нетрадиционным поведением апеллирует к певцам с "Евровидения" в пику скрепоносному царю и запрыгивает на колени к самому Ивану Грозному, абсурдностью вызывает гомерический хохот.
Если бы таких эпизодов было больше, спектакль оказался бы стопроцентным попаданием и позитивным "издевательством" над штампами и культурным кодом, но режиссёр, видимо, решил притормозить на определённой отметке, чтобы соблюсти какое-то одному ему понятное статус-кво.
Сценография в "Иване Васильевиче" вполне удачная – и квартира Шпака, и "не царские палаты" Коки, и место жительства Грозного представлены лаконично, без изысков.
А вот к игре актёров есть определённые вопросы.
К примеру, инженер Тимофеев больше напоминает персонажа "Фиксиков", чем драматический образ из пьесы или фильма – пусть и комедийный.
Отдельные роли смотрятся гармонично – дьяка, к примеру. Другие удивляют переигрыванием, совершенно не соответствуя произносимым монологам и "озвучиваемым" эмоциям.
Иван Васильевич. Кадры из спектакля Предоставлено организаторами Фото: В любом случае постановка в "Треплев-Центре" – интересный молодёжный, даже скорее подростковый эксперимент, который хорошо подходит для семейного посещения.
В нём есть хулиганское настроение, молодость и энергетика. Хотелось бы более осмысленной драматургии и сбалансированного исполнения ролей, но, возможно, структурированный хаос и был задумкой авторов.
Рубрика: Основное. Читать весь текст на www.metronews.ru.